Дыхательное упражнение для гармонизации эмоций: “Дыхание вазы”


Одна из базовых практик нашей школы – 4D  (4 dimentions). Четыре измерения, четыре части человеческого существа: физическое, эмоциональное, ментальное и духовное. 
Пока мне не встретился ни один человек, который бы решил, что у него нет эмоций. Отдельные вопросы – нравятся ли вам ваши эмоции или нет, умеете вы ими управлять или нет (или как это для вас выглядит)…
Но принципиальный ответ, который ощущает каждый человек: “У меня есть эмоции”.
Для тех, кто тут же любит подключать ум :-) возникает вопрос: “А что такое эмоции?”
Снова нам придется вспомнить “Схему Истины” – по этому поводу тоже существует множество точек зрения :-)

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ

Приведу несколько популярных идей и фактов:
Эмоция – это субъективное оценочное отношение к ситуации.
В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём».
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону реакции, не включая физиологические составляющие.
Мимическая обратная связь. Известно, что не только эмоции влияют на состояние тела (выражение лица, осанку, походку и пр.), но и намеренное придание телу специального состояния вызывает появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать. Поэтому старайтесь сформировать привычку всегда ходить по улицам с прямой спиной и улыбкой на лице. Сначала “приклеивайте” эту улыбку, пусть даже искусственно – вы будете удивлены, заметив, что настроение улучшается! Кстати, таким способом (ежедневным 2-часовым хождением с прямой спиной и улыбкой на лице) Мирзакарим Норбеков добивался существенных улучшений здоровья у своих учеников!

Колин Типпинг, автор метода “Радикального Прощения” рассматривает эмоции как проявление мыслей в теле.

Схожую позицию я встретила в работе буддистского мастера Цокньи Ринпоче “Открытое сердце. Открытый ум”. Буддисты признают “эмоциональные программы, которые определяют наше состояние равновесия или дисбаланса”. Это будто… посредник между умом и физическим телом, средство, с помощью которого два аспекта сообщаются между собой. Это отношение традиционно иллюстрируется на примере колокола и язычка — металлического шарика, который ударяет изнутри по его стенкам. Язычок представляет собой тонкое (эмоциональное) тело, связующее звено между умом и телом. Тело изображается как колокол. Когда язычок касается колокола, затрагивается физическое тело — нервы, мышцы и органы, — и раздаётся звук.”

 

ДЫХАНИЕ ВАЗЫ

Источник: http://vnimatelnost.com/2015/02/12/open-heart-open-mind/

“Один из способов, который помог этой женщине и бесчисленным другим людям справится с эмоциями, состоит в практике, помогающей собрать ветер в центр, в его «родной дом». Для этого мы используем особую дыхательную технику, потому что дыхание — это физическое выражение тонкой энергии ветра — лунга.

Эта техника называется дыханием вазы и подразумевает дыхание намного более глубокое, чем диафрагмальное дыхание, которому учат на уроках йоги или других занятиях и с которым многие знакомы.

Техника сама по себе очень проста. Для начала медленно выдохните из себя весь воздух так, чтобы мышцы живота как можно ближе притянулись к позвоночнику. Медленно вдыхая, представьте, что вы проводите воздух вниз до точки, находящейся на расстоянии четырёх пальцев ниже пупка, прямо над лобковой костью. Эта область тела имеет форму наподобие вазы, поэтому техника называется дыханием вазы. Конечно, вы не вдыхаете воздух прямо до того места в прямом смысле, но, сосредоточив на нём внимание, вы заметите, что вдыхаете глубже обычного, и ощутите расширение в области вазы.

Пока вы продолжаете вдыхать воздух и проводить его вниз своим вниманием, ваш лунг постепенно начнёт течь вниз и концентрироваться внизу живота. Задержите дыхание в области вазы всего на несколько секунд — не ждите, пока желание выдохнуть станет нестерпимым, — и снова медленно выдохните.

Вдохните и выдохните три-четыре раза, делая полный выдох и вдыхая воздух до уровня живота — области вазы. После третьего или четвёртого раза попытайтесь задержать часть воздуха после выдыхания — примерно десять процентов — в вазе, тихонько фокусируясь на том, чтобы закрепить часть лунга в его родном месте.

Попробуйте прямо сейчас.

Полностью выдохните и затем медленно и плавно вдохнув, доведите воздух до области вазы три или четыре раза, а в последний раз, выдыхая, задержите часть воздуха в вазе. Проделайте упражнение в течение десяти минут.

Как ощущения?

Может, вам было не совсем комфортно. Некоторые признавались, что им нелегко управлять дыханием подобным образом. Другие говорили, что это дыхание вызвало ощущение спокойствия и концентрации, чего они никогда раньше не испытывали.

Дыхание вазы — при условии, что вы практикуете десять или даже двадцать минут в день, может стать эффективным средством для осознания собственных чувств и способом научиться работать с ними даже в гуще повседневных хлопот. Когда лунг сконцентрирован в своём исконном месте, наше тело, чувства и мысли сохраняют здоровое равновесие. Лошадь и наездник легко и просто достигают согласованности движений, никто не пытается захватить контроль и довести другого до состояния бешенства. В результате мы замечаем, как программы, завязанные на страхе, боли, беспокойстве, злобе, неусидчивости и прочем, постепенно слабеют, и между умом и чувствами появляется просвет.

Конечная цель — развить способность удерживать небольшую долю воздуха в вазе в течение всего дня: во время прогулок, приёма пищи или за рулём. Некоторые добиваются автоматизма спустя короткое время, тогда как другим на это требуется больше времени.

Должен признаться, что даже спустя долгие годы практики я замечаю, что до сих пор временами теряю связь с «домашней основой», особенно когда встречаю слишком стремительных людей. Я сам очень подвижный человек, и встреча с бойкими людьми как бы провоцирует моё тонкое тело. Я попадаю в ловушку их неусидчивости и разбалансированной энергии и как следствие становлюсь беспокойным, нервозным и даже напуганным. Тогда я делаю напоминающий — как я его называю — выдох-вдох: полностью выдыхаю, вдыхаю и наполняю вазу, а затем выдыхаю, оставляя немного воздуха в обители лунга.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *