Вы хотите прожить жизнь за своего ребенка?

Вспомните чудесный советский мультик “Вовка в Тридевятом царстве”:
К мальчику являются “двое из ларца”, чтобы все за него делать.
“А вы что – и конфеты за меня есть будете?”
“Ага!”

Осознанные родители - прожить жизнь за своего ребенка

Этому мальчику очень не понравилось, что за него кто-то будет получать приятные ощущения от жизни, лишая его такой возможности.

Представьте, что ваш ребенок будет чувствовать, если так будете поступать вы, его родители – лишать его возможности получить удовольствие от его собственной жизни? 

Конечно, это не единственная причина для детских истерик и других конфликтов между ребенком и родителями. Но она настолько важна, что вам обязательно нужно проверить, не срабатывает ли она в вашей жизни.

Любую ситуацию, касающуюся ваших действий для ребенка и за ребенка, вам нужно осознанно поместить в одну из трех категорий:

  1. Проблема, от которой я хочу освободить ребенка
  2. Удовольствие для ребенка
  3. Получение моим ребенком необходимого жизненного опыта

Давайте рассмотрим житейский пример:

У 3-летнего ребенка упал карандаш на пол – он слезает со стула, а вы тем временем карандаш уже подняли и подаете ему…

Вы это сделали ЗА ребенка или ДЛЯ ребенка? Почему? Что в этом для вас? Желание облегчить жизнь ребенка? В чем? В том, чтобы ему не пришлось двигаться? Будто бы вы не знаете, что дети настолько наполнены энергией жизни, что им сложно сидеть неподвижно, а подвигаться для них  – радость… Более того, вы наверняка знаете, что движение полезно, а статичное положение тела – нет. А главный вопрос – вы не замечаете, что возможность самостоятельно добиться своей цели,  справиться с предметами материального мира, с которыми еще недавно он вообще был не способен справляться – это победа? А вы мимоходом лишили ребенка права на победу, права на движение, права на самостоятельность… Скорее всего даже не осознав этого!

Возможно, внутри у вас сработала неосознаваемая программа “я должен помогать ребенку, он еще маленький, слабенький, устает, поэтому родители должны облегчать жизнь ребенка, чтобы он тратил меньше сил, прикладывал меньше усилий”.

Возможно, внутри у вас включилась ваша собственная “родительская травма” – когда в вашем детстве вам не хватало внимания и помощи со стороны ваших родителей… И тогда вы предоставляете ребенку столько внимания и помощи, чтобы с лихвой закрыть и перекрыть этот дефицит (хотя он касался других людей и другого времени…)

Возможно, вас осудили какие-то люди, когда в какой-то момент вы чего-то не сделали (не догадались или просто не успели) для своего ребенка, а по их мнению – должны были… А теперь вы будто бы хотите избежать этого осуждения, хотя их и нет рядом…

Возможно, вы и не стремитесь научить ребенка самостоятельности, потому что его беспомощность позволяет ощутить и проявить свою важность и значимость, вы приносите пользу, в вас нуждаются, а если это прекратится – вы  окажетесь “не у дел” и ваша жизнь лишится смысла…

Все это – неосознанные вероятные причины. Будет очень жаль, если вы продолжите действовать исходя из них, а не из осознанных интересов и пользы для своего ребенка.

Совет для осознанных родителей:

При каждом импульсе что-то сделать ЗА своего ребенка вам нужно остановиться, сделать очищающее дыхание и подумать, что сейчас происходит:

  • ребенку плохо, он серьезно нуждается в вашей помощи?
  • ребенку необходимо пройти через личный опыт, тренироваться, чтобы получить необходимые жизненные навыки
  • ребенок идет к своей победе, хочет сам получить свою награду!

Вы можете поддержать стремление ребенка к расширению его собственных возможностей и навыков, если будете обсуждать с ним его достижения, подчеркивать то, что он научился делать.  

При этом важно не просто “хвалить”, а говорить о фактах. Но отмечать успехи – необходимо. Успехи могут быть как “абсолютные” (когда научился полностью что-то делать), так и “относительные” – относительно самого себя в прошлом (дело еще не сделано полностью, но какие-то части уже получаются лучше, быстрее, увереннее). “Вот видишь, уже гораздо лучше, так ты скоро уже и полностью все сам сделаешь!”

Осознайте свою главную родительскую функцию: не прожить жизнь ЗА ребенка, а НАУЧИТЬ его жизни.  

* * *

Прямо сейчас подумайте о том, что на самом деле будет полезно вашему ребенку.

  • Хотите ли вы, чтобы он был самостоятельным, независимым? Тогда вам придется не просто позволять ему самостоятельные действия, но и подталкивать его к ним. Буквально стоять рядом, сложа руки, и говорить “Давай, ты справишься, действуй”.
  • С первого раза ни у кого ничего не получается. Вам нужно спокойно относиться к периоду тренировок своего ребенка. Лучше этого может быть только то, что вы и ребенку это сможете привить: стремление к овладению новыми навыками всегда проходит через этап попыток, неудач, недостижения результата. И это не смешно, это не стыдно – это и есть тренировка. Только недалекие (глупые) люди могут смеяться над тренировкой. Детство – это период тренировки практически во всех сферах знаний и навыков! Да и во взрослом возрасте учиться новому незазорно, а очень полезно. Это значит, что и у взрослого тоже будет период, когда что-то не получается. Нужно просто повторять и повторять до тех пор, пока не получится! А ваша задача – не лишать ребенка этой возможности, чем больше повторений он сделает сам, тем быстрее научится.
  • Какой стандарт взрослой жизни вы хотите задать ребенку? Прямо сейчас он уже учится быть взрослым. И делает это на вашем примере. Есть ли в вашей жизни интерес, удовольствие, радость, вдохновение? Счастливы ли вы в семейной жизни? Любите ли вы свою работу? Именно ваше настоящее ребенок примеряет на себя в будущем. Если вы хотите видеть ребенка счастливым в его взрослые годы – покажите ему пример счастливого взрослого сейчас.

Вот почему на первое место выходит не обучение детей, а обучение родителей!

Узнайте о “БлагоПриятном образе жизни” для современного человека.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *