Посещение Школы М.П.Щетинина в августе 2015 года
Михаил Петрович Щетинин известен как создатель уникальной методики комплексного развития детей и подростков, по которой работает его школа (ее так и зовут «Школа Щетинина»). Начинал свои исследования он давно, в 70-е годы ХХ века. В настоящее время М.П.Щетинин – академик Российской Академии образования и руководитель школы-интерната в поселке ТекОс под Геленджиком (Краснодарский край), которая работает по его методике.
В августе 2015 г. мы выезжали туда для совместной работы с бельгийским специалистом по ребефингу. Мы посетили Школу Щетинина и лично встречались с Михаилом Петровичем Щетининым.
О Школе Щетинина
Если в первые годы создания своей методики Щетинин работал с первоклассниками и младшими школьниками, то сейчас в его Школу принимают детей в возрасте 11-12 лет. Всего в Школе находятся порядка 180 учеников.
Школа является государственным образовательным учреждением, действует в соответствии с законодательством РФ. Методика Щетинина уже несколько лет назад получила высокую оценку ЮНЕСКО, в настоящее время он, как академик Российской академии образования, продолжает свою работу по воспитанию человека третьего тысячелетия.
Обучение в Школе ведется без разделения на традиционные классы и предметы – используется междисциплинарный подход, методы «погружения» в один предмет, группы формируются не по возрасту, а по знанию конкретных тем, каждый ученик двигается со своей личной скоростью. В результате обычным делом является завершение школьной программы за 1-2 года. Далее ученики могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения, причем довольно часто обучаются сразу в нескольких и завершают их также за более короткое время.
Как ребенку поступить в Школу Щетинина
Для поступления в Школу существует конкурс, причем огромный! Претенденты должны прекрасно знать школьную программу своего класса, быть физически развитыми (уметь танцевать, изучать какое-либо из боевых искусств), уметь самостоятельно обслуживать себя.
Для участия в отборе нужно на сайте Школы следить за датами приема. Обычно прием желающих проводится в течение лета несколько раз. Нужно выбрать подходящую дату, приехать в пос.Текос, найти себе место для проживания (местные жители охотно предоставляют жилье «в частном секторе») и пройти необходимые этапы знакомства. Отбор поступающих ведут сами ученики – ведь сами ученики обучают друг друга.
Наше посещение Школы
Для того, чтобы нас приняли в Школе, необходимо было предоставить информацию о каждом участнике нашей группы, и каждый лично должен был объяснить представителю Школы, с какой целью он хочет посетить Школу и встретиться с Михаилом Петровичем Щетининым.
Для желающих побывать в Школе хочу отметить – если вас туда не вызывали, не приглашали – то значит встреча с вами не является приоритетом в жизни Школы. Поэтому естественным будет подстраиваться под возможности Школы. А поскольку Школа – живое дело, то, как все живое, постоянно находится в процессе изменений и перемен. Поэтому согласовать время посещения заранее за несколько дней вам не удастся. Просто будьте на связи и перезванивайте по нескольку раз в день: возможно в 11, нет в 15, нет в 17, нет завтра… Мы были счастливы тем, что нас вообще согласились принять. Удивительно, что некоторых это задевает!
Нас разделили на 2 группы: русскую и иностранную. В первый день пригласили русскую группу.
Мы подъехали к шлагбауму, преграждающему въезд на территорию Школы, и стали ждать, когда к нам выйдет сопровождающий представитель. Я посмотрела на парнишку – охранника. Надеюсь, вы уже понимаете, что это тоже был ученик школы. Я смотрела на него через боковое окно сторожки, и отметила, что он сидит очень прямо – не сутулится. Что-то записывал в журнал, причем левой рукой.
Вскоре к нам подошла представитель Школы Анна (еще один человек с очень прямой осанкой, быстрая и красочная речь, в каждом слове – гордость своей Школой и непререкаемый авторитет Михаила Петровича).
Анна провела для нас экскурсию по территории школы.
На всей территории – чистота и порядок. Все дорожки в порядке, все деревья и растения живые и зеленые. А здания – это настоящее чудо! Многие стены снаружи и внутри зданий оформлены картинами, которые, конечно же, нарисованы самими ребятами. Здания тоже полностью построены учениками – они сами делают и проекты, и выполняют все строительные работы.
В каждом корпусе нас встречал дежурный (отдельные корпуса у парней и девчат). Каждый корпус имеет свое название (например, «Ольха», «Синегорье», «Дубрава») , в каждой жилой комнате все устроено по желанию самих учеников, живущих там – они выбирали и обои, и мебель, и цвет потолка (в одной комнате он был зеленым), и все прочее – шторы, будут ли картины на стенах и какие, будут ли цветы в горшках). Помимо безупречной чистоты удивило полное отсутствие личных вещей на виду. Дежурный парнишка сказал, что личные вещи хранятся в ящиках внизу кровати и в платяных шкафах. Анна сказала «Чисто в доме – чисто в голове».
Конечно, трудно было поверить, что все строительные работы ребята выполняли сами. Однако, если разобраться – то удивляться не приходится: Школа сотрудничает со строительным колледжем, многие ученики получают строительные профессии. А уж делать дело «всем миром» – это настоящая честь для каждого. Анна рассказывала, что когда идет строительство или рисование картин на стенах, каждый ребенок старается поучаствовать в работе: «Если не умеет пока делать какие-то работы – старается то хоть принести что-то, подержать что-нибудь».
Мы любовались чудесными залами, с любовью украшенными детьми. Особенно мне запомнился вот этот: светлое высокое помещение, на стенах – могучий дуб, небо с пушистыми облаками и волшебная жар-птица.
Кстати, помещения оборудованы кондиционерами, климат в районе Геленджика очень жаркий, поэтому в тех помещениях, где шли занятия, было вполне комфортно. Анна сказала, что вообще в Школе используют только все самое качественное, включая строительные материалы.
Беседа с Михаилом Петровичем Щетининым
Нам посчастливилось общаться с академиком Щетининым в закрытом кругу (всего 4 человека из нашей группы), за тем самым легендарным круглым столом.
С таким человеком, конечно же, хочется быть рядом. В нем много жизненной энергии, его тело здорово, его сознание ясное, его мысли направлены на служение Родине и гармоничное развитие подрастающего поколения. Я отметила, что по ходу общения он делает небольшие очищающие дыхания, так же, как и Анна, причем безупречного качества сбалансированности усилия и отпускания. Это еще больше подтвердило мои впечатления, что мы пришли на встречу с людьми, живущими в гармонии.
Наша встреча длилась более часа. Разговор шел о многих важных темах – от ситуации в России и мире до применения осознанного дыхания педагогами и учениками. Получили много идей и вдохновения для проекта «осознанные родители».
Михаил Петрович говорит таким красивым русским языком, о таких понятиях и созвучиях, которые не просто трудно перевести на иностранный, а даже трудно себе представить возможность переложения на другой язык или смысл для нерусского человека! Вероятно, этим было вызвано разделение нашей группы на 2 части – русскую и нерусскую.
- Родина. Род. Нужно знать свои корни. Это дает силу.
- Жить из будущего. Начиная что-то – сразу видеть завершение. Действовать быстро.
Лично мне он сказал 2 фразы, которые меня очень вдохновили:
- «Не позволяйте неверию в свои силы вставать впереди себя».
- “Если видите, что можно сделать – делайте».
Далее: о книге М.П. Щетинина о его методике и работе с детьми…
Да здорово, я бы с удовольствием отправила и своего сына туда….
Здорово! Нужно много таких школ.Хотелось бы внук чтобы там учился.