Фильмы детям

Если вы желаете своему ребенку самого лучшего, ищете для него хорошие кружки и подбираете школу – то вам необходимо также осознать, что происходит с ним и с вами в те часы и минуты, когда вы сажаете его перед экраном, чтобы показать фильм или мультик.  Ведь в это время его сознание не просто наполняется содержанием фильма,  в нем еще происходят определенные процессы. Или не происходят…

Давайте разберемся с тем, для чего вы включаете ребенку фильм, и какие фильмы можно и нельзя показывать ребенку в наше время.

Автор иллюстрации – Деметри Мартин, источник http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/18-kartinok-s-otmennym-chuvstvom-yumora-939060/

Зачем вы показываете ребенку фильмы

1. Чтобы не мешал.    Увы, это самая распространенная причина.  И если для вас именно она выходит на первый план – самое время задуматься,   какие у вас есть важные потребности, которые невозможно удовлетворить совместно с ребенком или в присутствии ребенка,  и является ли включение фильма ребенку самым лучшим решением (есть ли вам из чего выбирать, видите ли вы другие возможности)  и какую цену вы платите,  удовлетворяя эти свои потребности таким способом: включая ребенку фильм или мультфильм.   Все ваши потребности – важные и нужные,  они обязательно должны удовлетворяться в вашей жизни.  Однако взрослый (и осознанный :-)) человек учитывает разные факторы, разные варианты.  Я предлагаю всегда выбирать БлагоПриятные действия, чтобы вы не только получили полезный результат, но он был бы приятным. Причем по всем направлениям – и для вас, и для ребенка.  С этой точки зрения важно убедиться, что кроме функции “занять время”,  фильм положительно воздействует на другие сферы жизни,  и уж по крайней мере не причиняет вреда вашему ребенку.

2.  Сделать ребенку приятное – выполнить его просьбу,  порадовать, развлечь.  В первую очередь проверьте, нет ли у вас чувства вины  – за то, что мало уделяете ребенку внимания, мало проводите с ним времени или вообще неосознаваемое чувство вины (имеющее корни  в вашем собственном детстве).  Если так – то желание порадовать ребенка становится болезненной проблемой для родителя.

3.  Развивать сознание ребенка, его социальные навыки,  эмоциональные качества.     При включении внимания человека в любой сюжет это происходит автоматически.   Можно углубить этот процесс, если вы обсудите с ребенком то, что происходило в фильме.  Но в любом случае истории,  которые любой человек воспринимает от других людей (будь то живые люди или видеосъемки) – находят определенный отклик в его душе и в его сознании.   Какой?   Задумайтесь, важно ли вам знать,  какое воздействие оказывает на сознание и душу вашего ребенка тот или иной фильм, тот или иной сюжет?   Ведь это по сути и есть “пища для ума, пища для души”.   Если вы выбираете продовольственное питание для ребенка, стараясь на завтрак, обед и ужин кормить его качественными, свежими, полезными продуктами – то чем вы кормите его эмоции, его ум?  Какие жизненные уроки он получает,  сопереживая героям?

Безусловно, “Схема Истины” действует и во всех этих вопросах.  Поэтому любые другие точки зрения на данную тему имеют место быть, и у них есть своя аргументация.  Я не ставлю своей целью опровергнуть другие мнения.  Я хочу показать свой взгляд (свопадающий с мнением моих учителей и ряда других мастеров и коллег и осознанных родителей).  Возможно, для кого-то он станет более подходящим выбором.

1. Качество эмоций.   Художественные произведения воздействуют на наши эмоции.  Зная жанр фильма или книги можно заранее выяснить, какие эмоции получит читатель и зритель.   Если это детектив – то вас ожидает страх, любопытство, трагические переживания типа утраты близких,  предательства. Если это фантастика – то вы отрываетесь от реальности и погружаетесь в иллюзии.

2.  Качество восприятия, сопереживание.   Вы замечали, чем отличаются “старые фильмы” от “современных”?    В первую очередь – концентрацией воздействия.   В старых фильмах сохранялось пространство для ваших переживаний,  всегда находились секунды, чтобы посмотреть на лицо героя,  или после какой-то яркой сцены под музыку показать природу…  А вспомните чудесные песни, которые звучали в середине фильмов (например, в “Служебном романе” или в “Иронии судьбы”, или “Иван Васильевич меняет профессию”).

Для современных фильмов (особенно американской школы и подражающих им)  характерна невероятная насыщенность воздействия, по сути – просто бомбардировка зрителя звуками, словами, визуальными картинками и событиями.     Я помню, как впервые увидела “длинный” американский мультик – я очень быстро просто устала.   Отсутствие трогающего душу сюжета в сочетании с насыщенностью разнообразными импульсами по всем каналам восприятия просто вызвали недоумение и нежелание дальше в это вкладывать время своей жизни и свое внимание.

Там постоянно кто-то прыгает, вскрикивает, танцует,  что-то вспыхивает, стукается, падает,  бряцает, ломается, взрывается…

Пожалуйста, задумайтесь об очевидной вещи, которая наверняка соответствует вашему собственному жизненному опыту и здравому смыслу: когда перед глазами часто что-то мелькает яркое – вы не можете долго удерживать качественное внимание.  Вы отключаетесь от отдельных составляющих и видите только сплошной поток “чего-то”.    При этом внутренней реакцией является активация, возбуждения – быстрая скорость и сильные яркие впечатления оказывают возбуждающее воздействие.   Но суть и содержание  размываются.

Поэтому с точки зрения комплексного воздействия на ребенка – фильмы с интенсивным действием (где в единицу времени звучит много слов, происходит много движений на экране и много событий по смыслу) – оказывают на ребенка возбуждающе-отупляющее воздействие: на уровне тела и эмоций – возбуждение, на уровне сознания – отключка.

После просмотра такого фильма ребенок может прыгать и веселиться, напевать песенки из этого фильма.  Но что он понял из него, какой урок вынес?

3. Привыкание.   На своих тренингах я часто использую известный образ с обезьянками, одна из которых закрывает свой рот, вторая – глаза, третья – уши.   На самом деле их не три, а четыре, и они являются иллюстрацией к изречению Конфунция “Не смотри на то, что неправильно, не слушай того, что не правильно, не говори того, что неправильно, не делай того, что неправильно”.     Если вы постоянно видите и слышите определенные вещи, то вы привыкаете к ним.   Для вас это становится нормальным.   И в этом – огромная сила воздействия СМИ.  Но если новости вы не выбираете (хотя, конечно, можете выбрать – включать или не включать) – то фильмы для досуга – это всецело ваш выбор.

Чем больше вы смотрите на драки и убийства – тем больше вы привыкаете к этому.  Вам начинает казаться “это нормально, это же так часто бывает”.   Но задумайтесь – такие мысли, поселяющиеся в вашем сознании (и подсознании)  имеют множество последствий – от страхов до агрессии.

Чем больше вы смотрите на скандалы и конфликты,  грубости и предательство – тем больше  вы тренируетесь в освоении этих навыков.  Поэтому когда возникает вопрос в вашей собственной жизни : я не хочу так жить в своей семье –  оказывается, что как жить по-другому вы просто не представляете.   А пустоту и неизвестность невозможно осуществить.

Вот и получается, что полезно заполнять свое сознание “полезными моделями” – образами того, как вы хотите жить,  как вы хотите общаться с людьми, как вы хотите взаимодействовать с внешним миром.

Каждый глупый и бессмысленный фильм – это пустая трата времени.  А сколько фильмов снято вместо того, чтобы идти к психотерапевту!   Люди экранизируют свою боль, свои нездоровые страхи и искаженные фантазии.   Зачем вам-то все это нужно?  Да, вы можете почувствовать “животный страх”,  “ужас” – но почему вы это выбираете?   ЭТо выбирают люди, не способные ощутить сильные переживания другим способом – только под угрозой жизни и смерти  что-то начинает ощущаться.

 

Фильмы содержат “пищу для ума” и “пищу для эмоций”,  а хорошие фильмы – еще и “пищу для души”.

Если вы выбираете еду для своего ребенка, не кормите его плесенью, грязью,  случайными предметами – очень важно охватить культурой своего осознанного выбора питание, которое вы даете ему на уровне мыслей, эмоций и души.

Особенно важно это для юных людей:  пока у них нет большого жизненного опыта, они заполняют свое внутреннее пространство всей попадающей к ним информацией. Буквально “первой попавшейся”.  А “переписать” информацию бывает гораздо сложнее.

Вы можете один раз продумать свою “стратегию” или “философию” по поводу того, какие фильмы, как, когда и на каких условиях показывать своему ребенку.

Какие фильмы показывать

Выбирайте содержание

Представьте, чем вы хотите наполнить жизнь своего ребенка.  Это не красивые слова, а простой реальный факт: жизнь происходит в каждую минуту и секунду. Поэтому то, какими состояниями, мыслями, чувствами наполнено время жизни человека,  это и является содержанием его жизни.

Если вы хотите, чтобы жизнь вашего ребенка была наполнена радостью, дружбой,  добрыми делами,  достижением цели, победой справедливости над несправедливостью,  а также уверенностью в том, что о детях заботятся, дети важны, с ними считаются,  семьи живут гармонично, родители умеют слышать друг друга и своих детей – выбирайте фильмы с таким содержанием.

Конечно, “Схема Истины” применима и здесь.  Кому-то из родителей кажется полезным показывать детям определенные фильмы, а кто-то считает, что нужно идти в ногу со временем и обязательно показывать новинки.   Помните, что выбор всегда за вами. То, что делают другие – не всегда подходит вам, вашей семье и вашим детям. Продумайте свое отношение к фильмам для детей.

Учитывайте характер воздействия фильмов на ребенка.

Представьте, если ваше внимание всегда направлено на большую интенсивность событий:  на экране происходит динамичное действий, сцены быстро сменяют друг друга, звучит энергичная музыка,  герои непрестанно обмениваются репликами…   Какое воздействие это оказывает на человека?

– Удерживает внимание – конечно!  Внимание легко направлять туда, где что-то меняется (вспомните себя в автобусе – взгляд устремляется за окно, где панорама меняется.  Вспомните себя в кафе или в гостях, когда включен экран телевизора – ваши глаза будто сами туда примагничиваются,  и вы находитесь на грани вежливости, поддерживая разговор с человеком. но глазами отсутствуя…).

– Активизирует внутреннее состояние.  Постоянные изменения, громкость, скорость, насыщенность событий – это все признаки интенсивности.

 Не дает времени на осмысление (а в некоторых случаях – даже на запоминание!)  Если попросить ребенка пересказать содержание того, что он увидел – пересказ будет весьма общим.  Все многообразие деталей не удерживается сознанием. Но оно же было воспринято – значит, попало в подсознание.  Значит в самую глубинную часть ребенка попала очередная порция интенсивности, насыщенности,  громкости… плюс все, что было по содержанию.

Чем больше сцен насилия ребенок видит на экране (неважно, видеоигры это или кино), тем более агрессивным становится его поведение. Плюс ко всему, снижается способность ребенка к эмпатии и сопереживанию.

Еще одна проблема — неспособность сконцентрироваться и чрезмерная зависимость от многозадачности. Дети, которые активно пользуются электроникой, просто не могут сосредоточиться на каком-то аспекте своей жизни достаточно долго. Это мешает развитию глубокого мышления и способности решать сложные интеллектуальные задачи.

“жизнь как она есть” – с предательствами и убийствами, с гибелью родителей и страданиями детей.

2.  Когда показывать фильмы
3. На каких условиях показывать фильмы.
Я вижу по своему ребенку, что его просьбы (и даже требования) посмотреть определенный фильм или мультфильм прекращаются, как только я включаю какой-то другой фильм. Вокруг меня и моего сына так много взрослых, не считающих 7-летний возраст детством,  достойным сказок и специального детского умного сюжета. Бабуля включает все, что он просит из телепрограммы, и не выключает, что бы ни началось, если внук заявляет, что хочет это посмотреть. Папа сажает ребенка рядом, будто он “свой парень”, и смотрит любимую фантастику с серьезными битвами и боевики-приключения.   А я вижу, в каком восторге ребенок от советского фильма без спецэффектов, где Кащей Бессмертный и Баба Яга строят козни против непобедимого Иванушки…  Как он живо реагирует на события в фильме и в последующие дни вспоминает разные сценки из него.  Ну когда еще смотреть эти фильмы, как не в детстве? Не лишайте своих детей богатого культурного наследия нашей страны.

Ниже я буду накапливать заметки о фильмах, которые мне довелось посмотреть вместе с моим сыном.

ФИЛЬМЫ ДЕТЯМ

1. “После дождичка в четверг”. 

Отличный детский фильм-сказка со всеми приметами таких фильмов советского времени.  Царь-батюшка, Кощей и Баба-яга,  непростые испытания для героев,   любимые актеры (Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Олег Анофриев, Валентина Теличкина, Семен Фарада).   Мой сын почти в 7 лет был очень увлечен всем происходящим, и потом несколько раз заводил со мной разговор о том, что там было в фильме.

2. “Трое в лодке, не считая собаки.” 

2-серийный советский фильм, в главных ролях Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин.  По мотивам известной книги Джерома К.Джерома.   И пусть эти произведения не адресованы детям, но фильм вполне уместен и интересен для юных зрителей.  В фильме много песен, миленькая собачка, множество забавных сцен и сюжетов.   А взрослые смогут освежить свои знания о классике мировой литературы.

3. “Семеро солдатиков” 1982, киностудия им. Горького

Шестилетнему мальчику очень скучно без друзей летом в деревне, и он пишет письмо в газету, чтобы ему подарили оловянных солдатиков. И вдруг в деревне появляется семь живых солдат, звали их совсем по-сказочному: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота и Воскресенье.

Конечно, можно в этом фильме найти “советскую пропаганду” – долг, служба в армии.  Но в наши дни  именно это может быть поводом обсудить с ребенком эти вопросы, эти понятия.   Сам сюжет довольно интересен детям: истории, в которые попадал мальчик, довольно жизненны и понятны каждому ребенку.  Как всегда, важно не просто посмотреть фильм (и не просто включить его для просмотра ребенку без вас, чтобы не мешал), а посмотреть вместе с ним и поговорить о том, как поступили те или иные герои,  какие поступки ваш сын или дочь оценивает как образец для себя, пример того, как можно выйти из какой-то ситуации.  Если ваш выбор или мнение вашего ребенка  не совпадет с тем, что делали герои фильма – это может заложить основы в право вашего ребенка действовать по-своему. Тем более, что “было другое время”.

4. “Лохматый папа” 2006, США

Американская семейная комедия.  Вряд ли этот фильм откроет в душе или сознании какие-то глубины, хотя в нем есть мотивы любви к животным и запрет опытов на животных.  Но фильм действиетльно “для семейного просмотра” – без “кровищи”, без тупых и пошлых шуток,  сюжет приключенческий, а конец  – счастливый.  Лично я посмотрела с ребенком.

5. “Смурфики. Затерянная деревня” 2017 (1 ч. 31 мин.)

Синие волшебные человечки, которые живут в лесу, скрываясь от злого волшебника ГоргомЕля.  В этом фильме – доброта и смелость,  верность друзьям и героизм,  любовь и настоящая дружба. А еще много веселых приключений и добрый юмор,  великолепные картины волшебного мира, которые даже в серьезных взрослых пробудят детскую веру в чудо.

6. “Умные вещи” (2 серии по 1 ч. 05 мин.) 1973
Музыкальный фильм-сказка по одноименному произведению Самуила Маршака. “Очень интересный фильм про музыку и дудочку” (Андрей, 9 лет).

7. “Фердинанд” (1 ч. 48 мин.) 2017 г. 

Американский мульфильм про самого миролюбивого быка, который с детства любил любоваться цветочками вместо драки с молодыми бычками. Судьба так сложилась, что его решили отправить в Мадрид на самый важный бой быков.  В этом фильме много по-хорошему смешных моментов, нет типичных плоских шуток, есть множество смыслов – про дружбу, про верность себе, про право быть не таким, как все.  Веселый, с хорошим концом.

8. Мост в Терабитию” (1 ч. 36 мин.) 2006 г.

Фильм создан в США, но его невозомжно назвать “американским” в нарицательном смысле – он очень искренне рассказывает о жизни школьника. Сюжет и обычный,  и в то же время необычный. Буквально за несколько штрихов становятся понятны отношения в семье (как отец смотрит на одного ребенка и  на другого),  отношения в школе,  детская реальность с ощущением собственной слабости перед лицом более сильных людей,  и удивительные возможности свободы творчества и дружбы.

9. “Рождественская история”  (1 ч. 23 мин.)  2007 г.

Фильм производства Финляндии.  Интересная тема – откуда появился Санта Клаус?  В Финляндии его зовут “Николас”.  Очень красивые съемки, природа во всем ее великолепии – леса, озера и холмы в разные времена года и разное время суток.  Несмотря на сказочный сюжет, фильм про жизнь и ее горести и радости. Он по-своему добрый и мудрый, и наведет взрослых и детей на мысли о важном,  о том, что не все, что на поверхности выглядит негативным, таким является внутри…  Я советую его смотреть всей семьей, чтобы у детей складывалось восприятие реальной жизни, а вы поддержали их и помогли получить  опыт проживания разных чувств на примере киногероев.  А иначе как же им готовиться к реальной жизни?  Подумайте над ответом на этот вопрос: как вы готовите своих детей к реальностям жизни, с которыми им навернякак придется встретиться.

10. “Монстр траки”  (1 ч.  44 мин.)  2016 г. 

Я долго отказывалась от просмотра этого фильма, сын уговаривал, я отказывалась, тк. не люблю слово “монстры”, а от американского кино обычно не жду ничего хорошего.   Но сын (почти 11 лет) пообещал, что кино “хорошее”, он уже знает мои критерии, а слово “монстр траки” предложил заменить на “радужного единорожка”. :-)

Фильм про заботу о природе,  приключения, погони,  отношения подростков с взрослыми,  очень целомудренная романтика “юноша-девушка”, ну вот не больше, чем один взгляд и одно слово…

В общем, действительно оказался неплохой семейный фильм, смотрите всей семьей и обсуждайте, как вели себя разные герои.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *