Она изобрела ноты для дыхания

Некоторое время назад я познакомилась с интересным человеком, Еленой Литвинской, которая более 30 лет записывает интервью с женщинами России. Из нашего знакомства появилось интересное интервью о моей работе с дыханием. Откровенное, много личного, и, надеюсь, передающее мою любовь к моему делу и ко всем людям :-)

Она изобрела ноты для дыхания

Источник

Вдох и выдох… Что может быть проще и естественней? С первого вдоха при рождении до последнего выдоха на смертном одре дыхание — наш постоянный спутник. А умеем ли мы использовать уникальные возможности и громадные ресурсы, заключенные в этом процессе чередования вдоха и выдоха? Я как-то не задумывалась над этими вопросами, пока не узнала, что в Москве существует целый Международный центр изучения и практики осознанного дыхания, руководит которым Любовь Богданова, эксперт и инструктор по БлагоПриятному образу жизни, в прошлом успешный топ-менеджер, специалист по вопросам российского и международного бизнеса и интеллектуальной собственности.

«Я изучаю и практикую осознанное дыхание уже более 20 лет — с 1993 года. Это самое простое средство, которое дает быстрые и мощные результаты, и не зависит ни от кого другого — только от меня! Я постоянно использую дыхательные практики в своей жизни для поддержания хорошего здоровья (раньше это звучало «для обретения хорошего здоровья»), для гармонизации эмоций, для принятия решений и вообще просто для удовольствия и более глубокого наслаждения жизнью».

C 2015 года Любовь Богданова первая в СНГ включена в международный реестр профессиональных специалистов по дыханию. Более того, Любовь Богданова — изобретатель. Это звучит фантастически, но она изобрела ноты… для дыхания. Казалось бы, что тут изобретать? Ноты у человека испокон веков, дыхание вообще неотъемлемая часть жизни. Но, оказалось, и здесь, на этом пути, творческого, ищущего человека поджидают открытия…

* * *

Родилась Люба Богданова в обычной семье. Воспитывала ее мама. Она посещала немецкую спецшколу, в которую ездить было довольно далеко, поэтому гулять с друзьями не могла, зато, сидя дома одна, много занималась творчеством — танцевала, рисовала, а еще ходила в музыкальную школу на фортепиано. «Тогда было принято, чтобы все хорошие девочки занимались музыкой и носили длинные косы. Из одноклассниц только я и еще одна девочка доносили косы до выпуска. Вскоре она постриглась, а я продолжала носить длинные волосы, но после рождения ребенка это как-то само собой закончилось. Школьная программа по фортепиано была очень скучной. И вот я накупила нот в нотном магазине: “Времена года” Чайковского, сонаты Бетховена — “Лунную” и даже “Патетическую” — и, чувствуя себя ужасной преступницей, разучивала дома по секрету эти произведения. Только потом поняла, что это была программа выпускного уровня. Помню, что многие одноклассники бросали музыкальную школу. И я тоже хотела так сделать, не видела смысла в завершении, не собиралась становиться профессиональным музыкантом. Но все же обучение закончила. И я думаю, это правильно, в этом есть определенная завершенность. Вообще мне свойственно все доводить до конца. Сейчас уже, работая с энергиями и категориями стресса, я понимаю, что незавершенные вопросы, проекты и темы как раз и съедают большое количество жизненной энергии. Речь не обязательно идет о получении какого-то документа или диплома. Если остается ощущение недосказанности, незавершенности, это тоже расход энергии».

По окончании школы Люба совершенно не знала, чем ей заняться во взрослой жизни. Немецкий язык шел у нее хорошо, но быть переводчиком или преподавателем ей не хотелось. Выбор мамы пал на юридический институт. Люба пошла на вечернее отделение, а днем работала, потому что семье нужны были деньги. Маме, служившей в исполкоме, удалось устроить дочь на работу «по профилю обучения» — в Министерство юстиции, сначала в хозяйственный отдел секретарем-машинисткой. А через несколько месяцев Любу сделали секретарем заместителя министра — его поразило, как грамотно и аккуратно она перепечатывала его статьи, сама исправляя опечатки.

Карьера Любы на стезе юриспруденции развивалась блестяще, и она стала юристом одной крупной международной корпорации, ее выбрали из огромного количества претендентов. «Работы было очень много. Я сидела допоздна, везла документы домой, работала с ними в метро, вечером дома до глубокой ночи, утром дома перед выходом на работу, снова в метро. Даже в праздники я умудрялась работать, но, к моему огорчению, я не получала признания и элементарной благодарности. Да и обстановка в коллективе была очень тяжелой, всех жестко прессинговали, стрессы не отпускали. И у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Это и подвигло меня более серьезно изучать дыхательные практики. Но то, что я начала заниматься дыханием, — абсолютная случайность. Кто-то рассказал мне о выездных тренингах по саморазвитию. Помню, на меня обрушилось что-то удивительное, какая-то новая возможность понять себя. Я приехала в неизвестность, и там были занятия, в которых иногда использовалось дыхание, причем это дыхание меня как раз и напугало. Нам предложили холотропное дыхание. «Дышите сильно, дышите много». Легла, начала дышать, ужасно мне было плохо физически, боли в руках и ногах, какие-то эмоции, рыдания начались. И в конце было такое чувство опустошения, как будто вынули всю душу, очень некомфортное. А на следующий день опять дыхание. Я просто притворялась, что участвую, немножко дышала в каком-то ритме. Но, кроме этого, были и другие упражнения, которые мне понравились. Был разговор с родителями, когда сердце открывается сквозь обиды, были сверхмедленные движения… В общем, я заинтересовалась. Тренеры нам сказали, что все эти упражнения — из программ Ассоциации свободного дыхания. Это сейчас мне странно, почему мы, целая толпа взрослых людей, начали делать какие-то серьезные практики, не выяснив квалификации ведущих! Ведь в конце они сами признались, что только недавно познакомились с ними, причем пройдя только один раз тренинг, и не по обучению ведущих, а для клиентов- новичков, и тут же начали обучать этому других. Но, к сожалению, эти вопросы редко возникают у клиентов, и у меня тогда их не было вообще. Целый год я настраивалась, идти ли мне в это страшное дыхательное место. И когда я себя все-таки уговорила и туда пришла, оказалось, что не все так страшно. Там не было таких страстей и ужасов. Более того, оказалось, что в руках профессионалов дыхание бывает достаточно комфортное, мягкое и мощно работает».

Продолжая работать в офисе, Любовь частенько посещала дыхательные тренинги, а в перерывах на тренингах — вместо обеденного перерыва — танцевала, спонтанно, по импровизации. Друзья стали ее просить научить танцевать и их. Она думала над этой просьбой несколько лет, как же можно другому передать свою импровизацию, свой танец? Наконец, поняла: другому человеку не нужно передавать свой танец, нужно другому помочь почувствовать его собственное тело, настроение, чтобы появился его собственный танец. И вот у нее появилась первая группа, которую она стала вести по вечерам после работы. Продолжались и дыхательные практики, которые Люба начала использовать для своего оздоровления. Работа по-прежнему наваливала один стресс за другим, и Люба решила использовать, как средство против стресса, … дыхательные упражнения. «Сама ситуация в офисе подвела меня к использованию дыхания. В своих конспектах я нашла упражнения против стресса. Ладно, думаю, буду снимать стресс. Приехала в офис, опять начинаются какие-то переживания, я подышала, стало лучше. В течение дня это упражнение стало для меня палочкой-выручалочкой. Я начала делать короткие дыхательные упражнения, и мое состояние стало налаживаться. У меня накопилась целая подборка дыхательных приемов. Поделилась с друзьями, а они и говорят: «Учи нас! Танцам научила, теперь учи дыханию».

Тренерская деятельность Любы Богдановой активно развивалась. Она познакомилась со своим главным учителем дыхания, он иностранец, ездит по всему миру. Ее поразило то, как он работает, и она стала с ним сотрудничать. Через Любу пошла координация его поездок в разные города, она тоже стала ездить с ним, организовывать группы. В этих поездках инструкторскую профессиональную программу она прошла три раза. Ей это было очень интересно, ведь она ощущала, что действительно приносит большую пользу людям. А на основной работе наметился спад. Хоть там она сделала важное открытие в теме классификации определенных вопросов, касающихся авторских прав и лицензирования, и ее стали приглашать с докладами на конференции и просить статьи для журналов, но из-за того, что это повлекло столкновение интересов крупных сил, перспектив развития этот вопрос не имел. Люба уже несколько раз подумывала оставить юридическую деятельность. Куда уже двигаться дальше, если она руководила департаментом крупной международной корпорации? В сторону должности замдиректора? Но это ей, как эксперту и специалисту в своей профессии, было неинтересно. Последней каплей стала ситуация с Гражданским кодексом, когда Богданову пригласили в коллектив специалистов, которые писали раздел, посвященный интеллектуальной собственности. Над документом работали также юристы ОРТ, 1 канала, НТВ. Потом его отправили в парламент, но там коммунисты как-то ловко внесли пару поправок, аграрии внесли пару поправок, и смысл документа исказился до неузнаваемости. Богданова испытывала чувство провала. И она написала заявление на отпуск, а из отпуска просто не вышла на работу.

«Помню, такой внутренний шок у меня был — утро, все должны быть в офисе, а я там не сижу, и мне хорошо! Мне хотелось сделать что-то очень полезное. И поскольку накопились определенные сбережения, я подумала, что надо издать книгу своего учителя о дыхании. Он великолепно пишет, и у меня за годы сотрудничества с ним набралось много его статей. Мы переводили их на русский язык — я, инструкторы в других городах, я собирала, собирала и думаю: у меня же готовая книга!» Учитель приезжал через месяц. В издательстве, куда обратилась Люба, рассказали обо всех этапах выпуска книги. «Я подсчитала каждый этап — и в сумме у меня получилось 28 дней. Я говорю: “Отлично, значит, за месяц мы вполне успеем”. А издатели вдруг говорят: “Да вы что, книгу невозможно издать за месяц!” “Как же так, вы же назвали сроки?” “Да, назвали… но за месяц — не бывает”». Но для Любы невозможного не было. Зато пришлось заниматься книгой буквально дни и ночи! Зато через месяц в Минске, куда приехал учитель вести занятия с группой, Люба передавала ему изданный тираж книги и плакала.

Случилось так, что Люба забеременела и не могла уже работать тренером. Они с мужем сняли коттедж в Кратово, переехали за город и прожили там несколько лет. Она стала помогать в работе мужа (он — один из ведущих в России специалистов по юзабилити) и обнаружила, что и в этой сфере нормальной классификации нет. Вместе с мужем они разработали новую полноценную методику оценки эффективности взаимодействия человека и компьютера. Тем временем люди разыскивали Любовь, хотели учиться у нее дыханию — и она стала вести занятия через Интернет, создала свой сайт и блог, а по возвращении в город возглавила Международный центр изучения и практики осознанного дыхания.

«После рождения ребенка я многое переосмыслила и пришла к выводу, что все сферы жизни человека — а их у каждого несколько — должны его полностью устраивать и быть гармоничными. Обязательно надо добиться баланса. Баланс — это две противоположности, активная и пассивная фазы. Когда я работала в международной корпорации, нас этому специально обучали. Успех в бизнесе — ведь он приходит только через баланс. Более 90% людей говорят, что в их жизни преобладает напряжение, активность и работа, а отдыха, расслабления и пассивности мало. Но вот вопрос: это напряжение эффективно, оно приводит к достижениям, к результату? Они говорят: «Нет, цели не достигнуты, задачи не выполняются». Получается, что расслабления нет, а фаза напряжения тоже негармонична. Тогда давайте будем знать, что должен быть баланс, что должны быть разные сферы жизни, и в свой график это нужно вставить. Отдых, общение с семьей — это обязательные мероприятия, это часть жизни. И вот как раз дыхание в этом очень помогает, потому что дыхание — это абсолютный фактор баланса.

Дыхание — физиологическая функция, доступная каждому человеку. Но в нем присутствует такая уникальность, которую люди не видят и не используют. А мне так хочется это до людей донести, достучаться! У дыхания есть два режима. Естественный режим, когда мы не задумываемся, а оно присутствует, и есть волевой режим. Любой человек может что-то сделать со своим дыханием. Дышать быстрее или медленней, глубоко или поверхностно и так далее. Природа нам дала возможность пользоваться руками и ногами. И мы, если ими пользуемся, что-то делаем, при этом качество жизни улучшается. А если бы мы не пользовались? Вот у нас были бы руки, а мы бы ими не пользовались? У нас ноги есть, а мы бы ими не пользовались. И то же самое получается с дыханием. Дыхание есть, мы им можем пользоваться, но, если люди не пользуются, вот тут и возникает вопрос: может, неудивительно тогда, что есть проблемы, доставляющие несчастья? А какие проблемы? Человек устал, а он не может взбодриться. Человек ложится спать, а не может уснуть из-за перевозбуждения. И масса всего. Мы в детстве долго учились владеть руками и ногами. Ежедневная, многократная, непрерывная тренировка дала результат. Можно остановиться на простых функциях, а можно танцевать, заниматься спортом, повышать свое мастерство. С дыханием то же самое. Сложные вещи можно делать. Но самые основные, базовые — как успокоиться, взбодриться, подзарядиться, перезагрузиться, избавиться от боли — это доступно каждому. Это уже элемент культуры, которому можно и нужно научиться. А практика дыхания, она настолько легкая! Не нужно идти в тренажерный зал, не нужно садиться в позу лотоса, не нужно переодеваться, вообще ничего не нужно. В любом месте, даже на рабочем, человек может делать короткие практики дыхания. Это дает быстрый эффект, и человек осознает, что он начал что-то делать для своей жизни, улучшать ее качество».

Но вернемся к сделанному Любовью открытию. Ноты для дыхания — как она пришла к этому? «Когда я прошла инструкторское обучение у своего учителя, он сказал мне: “Вы не замыкайтесь в нашем подходе, ищите другие дыхательные школы”. Меня это очень удивило, потому что в России, к сожалению, существует тенденция противопоставления дыхательных школ. Раз один метод хороший, то получается, что другой — плохой. Ребефинг, которому я обучалась, почему-то всегда противопоставляли дыхательной методике Константина Бутейко, хотя наша методика безопасна и не имеет противопоказаний. “Ищите полезное, расширяйте свой опыт”, — сказал мне учитель. Обучаясь в других школах, я заметила следующее: объясняется какое-то дыхательное упражнение, которое называется каким-то новым термином, но по факту это упражнение, которое я уже делала в других местах. То есть термины разные, а упражнение одно. Или, наоборот, в разных школах объясняются разные упражнения, но называются одним термином. Чтобы разобраться внутри себя, мне надо было понять суть. Раз дыхание в теле, что тогда происходит с телом? Чем человек вообще пользуется в теле? Я составила список, что человек может изменить в своем теле, когда он занимается практикой дыхания. Мне очень понравилось, что таких пунктов оказалось семь. Это не случайное число — семь нот, семь цветов радуги, семь дней недели. Наверное, что-то в этом есть, но обидно, что люди не пользуются. Получился список — семь параметров дыхания, которыми люди могут управлять. Но за рамками остались медитации, чакровое дыхание, оздоровительное дыхание, через печень, например, человек дышит, там же нет дыхательной зоны. И тогда я составила второй список, как человек может управлять дыханием при помощи сознания, то есть не физически, а именно образно и энергетически. И в этом списке тоже получилось семь пунктов, семь нот. Мне понравилось, что два списка. Как в музыке два ключа — скрипичный и басовый, так и в дыхании два ключа — ключ тела и ключ сознания. И я поняла, что сюда попадают абсолютно все подходы, все методики, древние и современные школы, авторские, групповые, любые. Все раскладывается на эти элементы. Как ноты для музыки, как буквы для письменности. Нет никаких конфликтов, не нужно противопоставлять школы. В музыке не противопоставляется классика и народная музыка. У каждой свой образный строй, цели и задачи, но основа-то общая! Использование этих нот позволяет рассматривать разные дыхательные методики не в противопоставлении их, а в дружественном ключе, находиться в общем совместном потоке. И можно каждому человеку подбирать то, что подходит именно ему».

В конце нашей встречи я попросила Любовь Богданову суммировать преимущества дыхательной практики для улучшения качества жизни человека. И вот что она рассказала, подводя итоги нашей беседы: «Дыхание мгновенно приносит облегчение в острых ситуациях: снимает головную боль, нормализует давление, купирует астматический приступ и выводит из тягостных переживаний. Это экологичный способ, так как не происходит никакого вмешательства извне, никакого программирования или гипноза. Никто не может дышать за вас. Только вы сами получаете изменения при помощи собственного дыхания. Дыхание — это и безопасный способ, ведь предлагаемые в нашей школе упражнения не могут навредить. Никакого “выхода в астрал”, никакого отключения сознания, никаких задержек дыхания. Наоборот, в первую очередь нарабатывается навык снятия зажимов, свободного потока, отпускания в теле, осознанности в мыслях и физического расслабления. Это сохраняет ясность сознания по мере развития дыхательной практики. При этом поддерживается оптимальность любых физиологических жизненных процессов в теле. И, наконец, это самый доступный способ: вы сможете использовать свое дыхание в любой момент при первой необходимости — дыхание всегда с вами!»

 

Елена Ерофеева-Литвинская
Писатель, поэт, журналист, член Союза писателей России и Союза писателей ХХI века
Источник: http://yasok.ru/post/bogdanova/

Один комментарий для “Она изобрела ноты для дыхания

  • 25.10.2016 в 21:14
    Permalink

    В музыке не два ключа, есть еще альтовый, теноровый и много других

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *