4 этапа развития любого навыка

У процесса познания четыре этапа.

4 этапа развития познания

Источник фото http://www.scooterway.ru

1. Неосознаваемое незнание.

Люди живут и даже не подозревают о том, что что-то может происходить иначе, о том, что существуют другие возможности и способы, дающие другие результаты: ездили на каретах — и не знали о том, что появился автомобиль. Смотрели театральные спектакли — и не знали о том, что появилось кино. Живут в хижинах и для оповещения другой деревни используют сигнальные огни — хотя в других странах есть мобильные телефоны. Или так: живет человек, ходит пешком — и не знает о том, что существует велосипед.

2. Осознаваемое незнание.

Человек узнал о том, что есть новый способ, но сам он не знает, как им пользоваться. Увидел, как мимо него проехал человек на велосипеде, — и понял, насколько это быстрее, удобнее, позволяет меньше уставать, да еще и кое-какой груз перевезти… И осознал, что сам в данный момент не может сделать то же самое: и велосипеда нет, и ездить на нем не умеет.

3. Осознаваемое знание.

Человек начинает изучать этот новый способ. Для этого приходится прикладывать определенные силы, специально выделять время, выяснять, как это делается, тренироваться. Довольно много тренироваться. Каждый, кто учился ездить на велосипеде, проходил через это: вы сначала просите, чтобы другой человек вам помогал, придерживал велосипед, так как вам трудно держать равновесие, и вы с трудом едете, а порою даже падаете! Руль не слушается, и вы, конечно же, даже не смотрите по сторонам — все внимание направлено на процесс езды. Вы уже знаете, как нужное вам действие выполняется, но оно требует направления на него максимальной осознанности.

4. Неосознаваемое знание.

После достаточной тренировки появляется уверенный навык, и он становится автоматическим. Вы не просто без посторонней помощи садитесь на велосипед и трогаетесь с места — вы можете ехать по любым поверхностям дорог и в это же время беседовать со своими попутчиками и даже любоваться окрестностями… То, что прежде вызывало сложности и требовало вашего стопроцентного внимания (а изначально вообще было недоступно), теперь не стоит вам вообще никаких усилий. Теперь вам уже не нужно направлять свою осознанность и привязывать внимание к определенному действию и получению нужного вам результата – вы получаете это автоматически, благодаря натренированной полезной привычке.

Через эти этапы проходят любые жизненные навыки – и то, как вы учились ходить в младенчестве, а сейчас даже не задумываетесь о том, как держать баланс и перемещать свои ноги… и то, как вы проявляете себя в своей профессии – сначала неуверенно, а затем все более ярко.

А теперь подумайте,  на каком этапе вы находитесь в вопросе семейных взаимоотношений – со своими родителями, супругами, детьми. Если эти отношения не устраивают вас полностью – знаете ли вы о том, что может быть по-другому? Понимаете ли вы, что этому тоже нужно учиться? И именно вам нужно узнать, как же устроено человеческое взаимодействие, и что вы можете сделать со своей стороны, и что подсказать или посоветовать другому, чтобы получить интересующий вас результат – такое пространство своей семьи, где вы будете чувствовать себя хорошим, ценным, важным для кого-то, ощущать заботу и поддержку, принятие и искреннее внимание, и, конечно же, любовь!

Очень много практичных материалов собраны в моем курсе “Я и ТЫ: Прощение. Свобода от обид и чувства вины. Взаимопонимание”.

Подпишитесь на рассылку “БлагоПриятный образ жизни“, чтобы первыми получить информацию о появлении этой программы в расписании и получить максимальную скидку.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *