Сплав по реке в Подмосковье

Сплав по реке с заплывом в другую реальность….

Сплав по реке

В прошлом году муж купил надувную лодку (cтоимость такого удовольствия – от 4 тыс. маленькая на 1 человека или 12 тыс. на троих до 25 тыс. руб).  У него с отцом была мечта – сплав по реке. А отец у него – хоть и пожилой человек, но здоров, силен, а еще – активный, обаятельный, позитивный, умеет все на свете, в общем, мнооооогим молодым фору даст!

Хоть лодка простая, но по реке плывет, значит для этих целей без излишних запросов вполне походит. И мы решили попробовать сплав по реке Истре, ближайшей к нашему загородному дому – буквально 10 минут пешком до нее. Река вытекает из Истринского водохранилища, до которого мы за 15 минут доезжаем на машине, и петляет по местности – автомобильная дорога проходит несколько раз по мостам, пересекая эту реку.

В прошлом году сплавлялись впервые – получилось весьма экстремально, уровень воды был очень мелким, через водоросли проталкивались палками, а потом вообще начался дождь, все промокли и замерзли, и длилось это 4 часа… Остался где-то мой “отчет” о том незабываемом событии. В этом году, что характерно, тоже обещали дождь :-) Но поскольку синоптики часто ошибаются, мы взяли плащи от дождя и отправились. Повезло! Дождя не было, облака были красивыми, солнышко было не слишком жарким. На реке возникает редкое состояние покоя, тишины и медленности (3 часа пролетело незаметно). 7-летний сын впервые сел на весла и под чутким папиным руководством быстро освоился, научился курс лодки сам выправлять. Примерно полчаса греб сам! Конечная точка – под мостом (даже под двумя) рядом с Ново-Иерусалимским монастырем, в 500 метрах от него – наш дом. Финишировали, правда, экстремально – в траве! Уровень воды в этом году был высоким. На последнем фото – мужчины снимают весла. Лодку не разбирали – может еще куда отправимся :-)

Вот мы и решили, что раз тут все так близко – то можно попробовать. Я лично думала, что этот сплав займет у нас … ну час, ну два – максимум.  Почему я так решила?…Это забавное наблюдение за пробелами в собственном рациональном уме меня веселило уже много после.

А начиналось все довольно здорово:

Утром прошел дождик, но было видно, что тучи небольшие, и дальше небо светлое.  Мы отправились на водохранилище: основной состав – муж, его отец (бодрее и здоровее большинства молодых) и я, все трое привычные к походным условиям.  Даже сына 4-летнего с собой взяли, надули лодку и часок поплавали по известному нам заливчику. На середину мы не выплывали,т.к. был сильный ветер, который лодку сильно сносит, и нам не хотелось бороться с природой, чтобы приплыть в нужную нам точку берега – там у нас стояла машина.

“ТРОЕ В ЛОДКЕ…”
Потом я отвезла ребенка домой к бабушке – ему полагается дневной сон. И сама вернулась к мужчинам.  Получилось как в известной книге «Трое в лодке»J  Мы перевезли лодку с водохранилища на реку (насквозь движение по воде невозможно – закрытая зона, водосборос через платину).  И хорошо, что дедушка сказал: «Давайте для первого раза давайте начнем не от самого выхода из водохранилища, а с ближайшего моста».  Оттуда машиной ехать до дома 8 минут.  И вроде окрестности реки нам были известны – ну, петляет она, но известно (вроде было), какие  деревеньки на том и другом берегу, все ведь рядом! А половину сплавного маршрута (как казалось) – возле нашего дома  мы пешком все исходили, берега и вовсе знакомые.

Только мы подъехали к мосту, из-под которого решили стартовать,  и принесли лодку к берегу  – снова пошел дождик. Такой сильный! Но край неба снова был светлым, и мы решили переждать. Порадовались, что движемся в едином ритме с природой – никуда не сешим, а вот оказались под мостом – дождик пошел, но нас не мочит…  Минут 30 ждали, пока дождик кончился, тут и солнышко вышло.

Под мост пришел какой-то водитель с ведрами набирать воду и с изумлением посмотрел на нас, сидящих в лодке на берегу :-). Сказал, что по этой реке никто не плавает со времен его детства.  Мы сказали, что попробуем – посадка у лодки неглубокая, нам большая глубина не требуется.

Технология сплава нам тоже была неизвестна. К лодке прикреплены 2 весла, причем неудобные: сборные, а соединение слабое, и лопасти часто раскручиваются, меняется угол, под которым весло движется в воде. Постоянно приходится «ремонтировать» на ходу.   А еще мужчины сделали 2 шеста – получились здоровые и тяжелые, для такой мелкой реки – слишком.

САДИМСЯ В ЛОДКУ

Меня отправили на нос лодки (а сидения там нет, и я повисла на надувном борту, при этом сидя на коленях). В руках у меня шест, чтобы отталкивать препятствия или продвигать лодку.

Муж сел за весла, но лицом вперед, т.к. мы думали, что серьезно грести не придется – течение ведь, которое нам до похода казалось весьма сильным (когда купались возле своего дома – заметно сносит).

Дедуля – на корме с шестом.

И отправились в путь! За первые же 10 метров  мы более-менее освоились – когда позволять реке нас нести, когда грести веслами, когда шестами отталкиваться.

Оказалось, что течение очень-очень-очень медленное. Чтобы продвигаться, муж стал подгребать веслами, хоть и сидел не как полагается.

И вот мы счастливые – плывем! Солнышко сквозь облака – мы радуемся, что не перегреемся, это ведь тоже важно. Красота сказочная – в воде отражаются прибрежные деревья, над водой склоняются цветы и травы, порхают бабочки и стрекозы (ну и слепни наведываются), по воде бегают водомерки. И самые потрясающие впечатления – от водорослей! Хоть вода и не очень прозрачная, но поскольку мелкая – видно хорошо, как водоросли колышутся в воде.

Порою поток направлялся куда-то в сторону, и видно, что водоросли тоже направлены туда же, почти поперек реки,  а куда – непонятно, вроде берег как берег, никаких ответвлений от реки нет. Открыли пару необитаемых островов, по интуиции один сложный обогнули правильно – с другой стороны оказалось, что путь по воде перекрыт поваленным деревом.

В общем, мы плыли и наслаждались таким гармоничным соединением с природой.

И тут… начал накрапывать дождик.

ДОЖДЬ НА РЕКЕ
Смотрим на небо – а там все стало равномерно серым, хоть и не очень темным, но просветов никаких – пережидать шансов нет.  Вроде капает несильно – и мы решили плыть дальше. Уже часа полотора, как плывем – думали, что осталось уже немного, вот-вот знакомые места пойдут – и мы дома.

Однако для скорости решили, что нужно грести «как полагается», значит мужу нужно пересесть спиной вперед. Но там я гнездилась. Мне сказали: «Да ты садись на край лодки, можешь ноги в водичку даже опустить». Так я и поступила.

Ну… несколько минут это было интересно и приятно. Потом – неустойчиво и уже не так забавно. Потом – вообще тяжело… Но других вариантов как мне разместиться на лодке уже не было – дождик усиливался, муж энергично греб веслами, дедушка ему подсказывал, как обходить препятствия (мели с водорослями на поверхности и поваленные деревья), а я балансировала на надутом круглом крае лодки, болтая ножками в воде. Заодно проверила, как себя чувствовали резные богини, украшающие нос корабля.

Дождик еще усилился, добавился ветер. Оказалось, что у нас с собой есть 2 зонта (предусмотрительные мужчины). Один выдали мне. Второй взял дедушка. Мужу с веслами все равно не нужно :-) Ему для тепла выдали единственный  спасательный жилет – он действительно согревает и от ветра защищает. Хотя, поверьте, ему и так было не холодно – работа веслами  согревает, особенно после первого часа, да еще без тренировки…

Мы действительно продвигались по реке существенно быстрее, чем в первой «прогулочной» части путешествия. Но берегов все равно не узнавали! Несколько раз река делала крутые повороты, о которых мы вообще не подозревали. Ни одного дома мы с воды не видели. Также не видно было ни трех знакомых телефонных вышек, которые видно вообще отовсюду,  ни монастыря на холме в районе нашего дома….  Вот это было полное ощущение другого мира.

Ничего изменить невозможно. Надеть больше нечего, от дождя закрыться нечем. Останавливаться и причаливать к берегу бесполезно – на берегу лучше не будет, а добраться до дороги невозможно – мы знали, что река в этих местах как раз максимально далеко ушла от дорог. И даже положение тела изменить невозможно – лично я балансировала на надутом круглом борту лодки,  еще и с зонтом в руках и с ногами в воде, муж изо всех сил гребет веслами, дедушка толкает лодку шестом..  Хоть и был дикий дискомфорт, я перебирала «что я могу сделать». К моему ужасу оказалось, что дышать я не могу! Я сидела совершенно согнувшись. К тому же из-за ветра зонтик не так уж и защищал от дождя, одежда намокла и стала холодной.  Но даже жалеть себя тоже не срабатывало (или разучилась я совсем?)

Дедуля уже перестал давать команды огибать водоросли (мы на них затормаживались, и весла в них застревали, но сейчас на скорости их стали проскакивать). А я плыву с ногами в воде, и особо их мне девать-то некуда… Ну, могу какое-то время подержать над водой, но с учетом такой непростой моей позы – долго так не просидишь. Внутри даже стала хихикать «Такой уникальный педикюр – 1,5 часа в чистой природной речной воде плюс пиллинг живыми водорослями».

И вот что интересно – когда никаких вариантов нет (а это для меня – вообще невероятная редкость!) – оказывается…. Они все-равно есть – только внутри. Можно уже не искать, не твердить себе «сейчас неприятно, холодно, плохо» – все равно в обозримом будущем ничего не изменится. Берега по-прежнему неизвестные. Дождик по-прежнему идет. Небо по-прежнему затянуто этими тучами.  Ветер по-прежнему дует. Одежда по-прежнему мокрая. Положение тела по-прежнему не изменить. Когда это кончится – по-прежнему неизвестно.  Поэтому даже в таком случае наступает состояние «здесь и сейчас»…  Как точка штиля в центре урагана…  Вот так мне довелось в ней побывать.

На этом главная содержательная часть моего рассказа завершается.

* * *

Саму житейскую историю могу тоже дорассказать:

Через 1, 5 часа такого плавания в дожде мужчины уже начали громко шутить и распевать песни.  Мне их не очень хорошо было слышно – из-за дождя, к тому же они находились у меня за спиной.

И вот, наконец-то пошли знакомые берега! И вот тут я начала понимать, какая большая разница между продвижением по берегу и по воде. Конечно, не сравниваю с машинами (хотя мои иллюзии возникли во многом из-за этого). Но даже с ходьбой по берегу наше плавание не сравнить – идти быстрее, чем плыть!

За все 4 с лишним часа нашего плавания мы видели только одного человека у одной деревушки, которая единственная показала крыши домов нам с воды.

И это еще одна деталь, которую я не учитывала – урвень воды ведь ниже, чем берега. Поэтому с поверхности воды действительно не видно то, что мы привыкли видеть вокруг – ни дома, ни телефонные вышки.

Но само русло реки, эти островки в ней, гора, о которой я не подозревала – мы обогнули ее…    Открыла много нового.

И вот, наконец, мы причалили возле нашего дома. Оттуда пешком 10 минут. В мокрой одежде шевелиться – еще хуже, если честно. К тому же на ходу она движется – отодвигается от тела, охлаждается на воздухе, и тут же хлопает холодная по телу на каждом шагу. То есть, когда казалось, что наконец самое неприятное уже позади – не тут то было. И снова – других вариантов нет. На месте не останешься, переодеться не во что… Ну вот, значит еще и это испытание, прежде чем все кончится… Проселочная дорога  – 2 глубокие колеи, залитые дождем. Но мы без малейших колебаний пошли «вброд» по щиколотку в этой луже – очень хотелось домой. Я иду и чувствую, что очень странное напряжение по бокам лица, где-то к вискам идет. Не могла понять – что это? Как только попыталась расслабить – оказалось, что стучат зубы!!!! Вот этого я вообще в своей жизни не припомню! Ну, вот, стуча зубами дошли до дома. Кстати, уже сумерки были.

Наше путешествие заняло 4 с лишним часа, причем вторая часть его оказалась вот такой непростой… Мы решили, что это была наша инициация – посвящение от Нептуна :-) Теперь мы уже понимаем, что к чему. Маршруты будем выбирать покороче. И экипировку универсальную – на любые погодные условия. Весла нормальные байдарочные купим. И… снова куда-нибудь поплывем :-)

Дома запрыгнули в горячий душ. Мужу спину намазали согревающей мазью – без тренировки 4  с лишним часа работал веслами, из них 2 – очень интенсивно. Утром оказались все живы и здоровы. И вспоминаем с удовольствием (гордостью и восторгом) это поистине незабываемое приключение…

Вот самые потрясающие впечатления:

– колышутся водоросли в воде

– водомерки не просто скользят по поверхности, а прыгают

– когда дождь капает в реку, капли несколько секунд не смешиваются, а плавают в воде отдельными шариками

– на поверхности реки цветут мелкие белые цветочки

– русская природа божественно красивая…

– даже рядом с домом можно попасть в другое пространство

– когда все плохо и невозможно придумать, что сделать, чтобы стало лучше – это тоже не страшно. Как говорит Дэн Брюле «Это просто мысль, это просто ощущение». И они проходят :-)