Дэва Премал – Мантры

Надеюсь, вы помните, как важно выбирать для себя виды отдыха, чтобы они были по-настоящему БлагоПриятными. Самое лучшее – если они смогут одновременно задействовать несколько сфер вашей жизни (кто был уже на наших тренингах – вспомните список “Полная жизнь” из 12 сфер). Я продолжаю делиться с вами идеями такого БлагоПриятного досуга, который поможет вам получить настоящее питание для тела, эмоций, мыслей и души.

Концерт Дэвы Премал

БлагоПриятный образ жизни. Концерт Дэвы Премал в МосквеДэва Премал – всемирно известная исполнительница мантр и древних священных песнопений.

Пожалуй, трудно найти какую-либо студию йоги или школу духовного развития, где бы не использовались записи Дэвы Премал во время практик! Наша школа осознанного дыхания – не исключение. Среди самых нежных и гармоничных записей, которые звучат на наших занятиях – мантры в исполнении Дэвы Премал.

Дэва Премал уже несколько раз приезжала в Россию.  18 мая 2014 г. я побывала на ее концерте в Москве. Я обычно избегаю массовые мероприятия, но, побывав там, я приняла решение – каждый раз, когда Дэва Премал будет в том же городе, что и я – я буду стараться попасть на ее концерты.

Так что не пропустите и вы такую возможность в следующий раз. Если хотите – я могу сообщать Вам заранее о подобных возможностях для БлагоПриятного досуга.

Специально для раздела “БлагоПриятный досуг” я подготовила эту статью – мои впечатления о концерте Дэвы Премал в Москве.

* * *

Мое сердце просто переполняет благодарность, восхищение и ее свет! Я давно полюбила ее пение. Но возможность лично побыть в ее пространстве подняла все мои мысли, чувства и впечатления еще на несколько уровней вверх. Во всем, что она делает, и как она делает – проявляется чистая гармония. Как она одета, как оформлена сцена, как она общается с залом…

ВНЕШНОСТЬ

Все те же русые волосы до плеч, свободно обрамляющие лицо. Косметики не заметно, а может и нет.

Она вышла на сцену в длинной индийской юбке темно-зеленого цвета с золотой каймой по низу и таким же шарфом, и темно-синем топе. Мне показалось, что это не стилизация, а настоящая индийская женская одежда, но шарф она просто перебросила через одно плечо, не стала надевать его по замысловатым индийским традициям. Ко второму отделению не стала менять одежду, как часто это делают исполнители на концертах.

Когда она говорит – голос такой же волшебный. Грациозные плавные движения, когда поет – делает небольшие движения руками. Удивило, что на руках надеты браслеты – но звона не слышно. И довольно крупные кисти рук.

ОБСТАНОВКА

Концерт проходил на одной из самых больших и современных площадок в Москве – Крокус-Сити-Холл. (Кстати, очень хорошая площадка – с любого места в зале прекрасно видно сцену. Зал построен в знак признательности обладателю замечательного голоса, известному певцу советской эпохи  Муслиму Магомаеву.)

В глубине сцены на большом экране во всю стену показывали фон с индийскими скульптурными украшениями храмов, а в центральной части выводили текст мантр, которые она исполняла.  Этот фон подкрашивали разными прожекторами, из-за этого настроение каждой мантры cтановилось еще более особенным.

Также на сцене были большие экраны, на которых крупно показывали исполнителей. Одна камера была прямо перед сценой, вторая – чуть сбоку. Мне понравилось, что они были заранее настроены – каждая картинка выглядела очень гармонично, вот один исполнитель, вот – два, вот – три, вот – общий план. Каждый ракурс – безупречно выглядит, как открытка. А сменялись ракурсы с эффектом прозрачного растворения и появления, то есть это была не просто текущая неотредактированная трансляция, а полноценное гармоничное изображение.

На первом плане находилось место Дэвы Премал с клавишами, на расстоянии от нее – Митен с гитарой. Между ними в глубине, по центру – потрясающий исполнитель Мануз!  Насколько я понимаю, он в последнее время часто с ними выступает, но не уверена, что всегда. Если не всегда – то нам очень повезло! Он произвел не менее сильное впечатление, чем Дэва Премал! Читайте дальше!

ДЭВА ПРЕМАЛ

Поразительным было мое ощущение от cамой Дэвы Премал. Когда я решила подобрать слова – никак не могла найти нужное.  Почему-то не подходили даже слова “любящая, сердечная”… Это не к тому, что про нее можно сказать “не любящая, бессердечная” :-) но просто это не то, не о том… Чистая – да. Потом нашла еще подходящие слова про нее: “Она в вышине”. Ведет за собой, поднимает в эту высь… И я поняла, что она находится на такой волне, на таком уровне вибрации, который находится выше уровня личности. Это на уровне личности мы чувствуем, любят ли нас, сердечно ли к нам относятся. А она существует на уровне духовности. Его и излучает. Причем настолько сильно, что в ее присутствии люди тоже настраиваются на этот уровень. (Для меня это второй человек, который так живет, в присутствии которого возникает такое состояние. Первый – мой учитель сакральных танцев Владимир Негадаев. Даже безмерно мною любимый и почитаемый Свами Сурьенду Пури из ашрама Сурья Крия, и даже мои учителя Дэн Брюле и Джасмухин не создают такого состояния).

Выйдя на сцену, все артисты расселись по своим местам, и несколько минут была тишина – Дэва Премал проводила внутреннюю медитацию. После первой композиции в зале раздались аплодисменты. Дэва Премал поблагодарила, но просила больше не хлопать. Настроиться на тишину, которая возникает в конце исполнения мантры. Потом, во втором отделении, когда была другая музыка, какие-то веселые песни Митена, некоторые стали танцевать и снова в конце прорвались аплодисменты, тут же испуганно затихли… Дэва Премал очень мягко сказала о том, что иногда можно хлопать, когда это естественно… (мне даже трудно подобрать такие уместные и короткие слова, которые произнесла она). Она даже пошутила “Мы не будем немцами в отношении аплодисментов” (намекая на немецкую педантичность и соблюдение всех правил). Я удивилась, но потом узнала, что она сама – немка :-)

Дэва Премал – это духовное имя, полученное в ашраме Ошо.  В переводе с санскрита означает “Дарующая Любовь”.  Ее имя при рождении – Иоланта Фрайс (Iolanta Fries). Она родилась 02 апреля 1970 г. в Германии в городе Нюрнберг в семье художника-мистика и талантливой исполнительницы классической музыки. Её обучали игре на скрипке и фортепиано, давали уроки вокала. Поэтому уже в 5 лет Дэва Премал выступала с Гаятри мантрой перед публикой. От родителей впитала уважение к внутреннему миру и интерес к Индийским учениям. Получила классическое музыкальное образование. С 1990 г. стала саньясинкой Ошо, совместно с Митеном стала записывать диски и выступать с концертами по всему миру.

Из интервью с Дэвой Премал: (Источник)

– Как родился ваш дуэт с Митеном?

– В 17 лет я много времени проводила в ашраме Ошо. Изучала телесные практики: шиацу массаж, рефлексологию и именно там, в 1990 году встретила Митена.

Митен – известный, успешный английский певец и композитор, который тогда разочаровался в рок-н-ролле, почувствовал пустоту внутри себя. Его прежний брак распался, и он принял решение изменить свой образ жизни и пришел в ашрам.

Он пришел ко мне на массаж и рефлексотерапию – с тех пор мы вместе. Несмотря на разницу в возрасте – мне тогда было 20, а ему 42.

– Когда же начали петь вы?

– Я не пела до того, как мы встретились с Митеном. Хотя была близка с музыкой – я с детства училась играть на скрипке и фортепиано.

Митен – мой партнер и учитель. Он пел тогда красивые мантры на английском языке и отвечал в ашраме за организацию живой музыки, которая сопровождала вечерние медитации (в них каждый вечер принимало участие до 2000 человек) и, включив меня в свою музыкальную группу, помог мне стать частью этого процесса. Тогда я пела вторым голосом и играла на клавишах. Я очень стеснялась петь одна и пела очень тихо, но я, так думаю, Митен расслышал мой голос, потому что так упорно продолжал со мной работать! Вся ответственность лежит на нем!

Однажды я услышала мою родную Гайятри мантру в исполнении одного нашего английского друга, правда это была незнакомая мне версия Гайятри мантры. Эта мантра очистила всех вокруг: и исполнителя, и слушателей. Я была глубоко тронута, восхищена и взволнованна одновременно. Я ее пропела, ведь знала ее еще с рождения, и все мое стеснение улетучилось, а мой голос почувствовал силу и уверенность. Я вновь открыла для себя мантры! Я словно нашла свой голос и эффект был потрясающий!

Я начала искать больше мантр, и вскоре набрала материала на свой первый альбом “The Essense””

МИТЕН

Митен. Родился в 1947 г. в Англии, имя при рождении – Энди Дэсмонд (Andy Desmond). Известный в свое время рок-фолк музыкант, автор и исполнитель. С 1980 года – последователь Ошо, от которого получил свое духовное имя, что означает «Друг Бога».  В 1990 году в ашраме Ошо познакомился с Дэвой Премал. Они стали совместно исполнять мантры на санскрите и другие священные песнопения. Их дуэт получил всемирную известность, они путешествуют с концертами по миру. 

МАНУЗ

Мануз – тот самый артист, который находился в центре сцены (хоть и в глубине), и который произвел на меня не менее сильное впечатление, чем Дэва Премал. Он – виртуозный инструменталист, играл на флейтах, перкусси, экзотическом африканском инструменте «калимба». Поет сам. Поет свою партию вместе с Дэвой Премал и Митеном. Импровизирует. Но главное, пожалуй, не это.

Главное – его состояние. Он буквально лучился вдохновением. В этом он, пожалуй, даже превосходил Дэву Премал. При этом он не делал ничего особенного, каких особых слов, действий, жестов, все очень сдержанно. Но такие мелочи, как улыбка, поворот головы, как он смотрел в зал…  Это все создавало состояние высокого полета… Это огромная удача, что Мануз стал частью их проекта, несомненно обогатил и украсил его.

Мануз родился в 1979 г. в Непале. С 8 лет был очарован игрой на бамбуковой флейте бансури, прошел серьезное музыкальное обучение в традициях индийской классической музыки. Это дало ему высокое техническое мастерство и удивительную способность импровизировать. Звуки флейты принес в разные музыкальные жанры, путешествуя по миру, выступал в самой популярной в Непале рок-группе и сопровождал выступления друзей-музыкантов в стиле джаза, кельтской музыки, табла, Чикагского детского хора. В 2002 году познакомился с Дэвой Премал и с тех пор участвует в ее выступлениях и записях ее дисков. Записал 4 сольных диска.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

На сцене были еще два музыканта. Они располагались по бокам, и если одного еще порою показывали на большом экране, когда показывали Дэву Премал, то второго крупно не показали ни разу. Но Митен назвал их имена: Джоби Бейкер (мультиинструменталист) и Спенсер Козенс (клавишные). И я хочу сказать, что каждый из них был очень важен, и каждый вносил драгоценный вклад в гармонию общего звучания.

Наши места были высоко, и я смотрела за тем, как играет на клавишных Дэва Премал. Потом я осознала, что музыкальная партия звучит из другого источника, т.к. звуки не совпадали с тем, что делала она, да и вообще она частенько обе руки отнимала от клавиш. И тут я стала внимательно смотреть за игрой Спенсера. Своими руками он буквально создавал поток, насыщающий 3-мерное пространство зала четвертым измерением – души.

А в какой-то момент я почувствовала густые бархатные басовые звуки, которые прямо-таки вызывали мурашки по телу. И выяснилось, что это была партия Джоби. Он играл на гитаре, ударных и еще на чем-то. Именно их участие сделало исполнение таким красочным и узнаваемым по известным нам всем записям  дисков Дэвы Премал.

МАНТРЫ

Все первое отделение звучали мантры. Причем, оказалось, что всем присутствующим их петь тоже можно, и даже нужно! Дэва Премал сказала, что именно для этого они и приезжают, чтобы разделить с присутствующими это чудо. Перед каждой мантрой она разучивала с залом слова, затем слова появлялись на экране, и можно было петь. Первые куплеты, как правило, пела она, пока зал запоминал слова и музыку. Иногда все пели вместе, иногда они просили петь только зал.

Они дали нам три мантры из нового альбома «Мантры для жизни». Дэва Премал сказала, что исполнение будет «в традиционном ключе», когда каждая мантра повторяется 108 раз. (Я заметила, что она в руках держит четки – малы, в которых 108 бусин). Благо, мантры были короткие :-)

Третья мантра была для того, чтобы сопроводить души, покинувшие тело, в мир света. Дэва Премал сказала, что именно этим утром оставила тело одна женщина – их близкий друг, и посвятила эту мантру ей. Текст мантры был коротким, мелодия – на удивление энергичная и позитивная. Пели каноном – мужчины с Митеном и Манузом, в середине строчки тут же вступали женщины с Дэвой Премал и…..нашей певицей Сати Казановой, которую Дэва Премал пригласила на сцену.

САТИ КАЗАНОВА

Недавно мне на глаза попалось интервью Сати Казановой, где она рассказала о переменах в своей жизни. Успех и популярность, пришедшие к ней после участия в проекте «Фабрика Звезд», довольно быстро привели к состоянию глубокой депрессии. Она разочаровалась во внешних атрибутах «счастливой жизни» и решила искать то, что сделает ее счастливой внутри. Так она познакомилась с медитациями и мантрами.

И вот, теперь удостоена чести петь вместе с Дэвой Премал! Сама Сати Казанова сказала, что это самые счастливые минуты ее жизни.

 * * * 

Когда выступление закончилось,  я заметила, что к моим губам… прилепилась улыбка. Состояние было чудесным, но слово “прилепилась” было каким-то неоправданно резким. Стало смешно. Именно так продемонстрировал мой ум свое недовольство. Еще бы – его отодвинули в сторону. У него не было конкретного повода, чтобы улыбаться.  А улыбка была…

* * *

А утром я проснулась с мелодией одной из новых мантр, и целый день напевала ее.

©Любовь Богданова, 2014.

Специально для проекта «КуРаЖ – Культура Радостной Жизни»,

«БлагоПриятный Досуг»

А ВАМ НРАВИТСЯ ТВОРЧЕСТВО ДЭВЫ ПРЕМАЛ?

ВЫ БЫВАЛИ НА ЕЕ КОНЦЕРТАХ?

ХОТЕЛИ БЫ ПОБЫВАТЬ? НАПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ.

Один комментарий для “Дэва Премал – Мантры

  • 01.07.2014 в 09:03
    Permalink

    Люба, большое спасибо за интересную статью и информацию о Дэве!
    Я тоже несколько лет назад была сильно тронута ее голосом и манерой исполнения.
    Очень хочется побывать на ее концерте наконец, и конечно же, будет прекрасно подсоединиться
    к 21-дневному тренингу – медитации совместно с ней и со всеми остальными участниками.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *